Собирание важностей и интересностей

Культурная инициатива

by ankniga
Татьяна Кузнецова, начальник Управления научно-организационной работы и сетевого взаимодействия ЦГПБ им. В. В. Маяковского 

Спектр музейной деятельности библиотек достаточно широк. Особенно в таком городе, как Санкт-Петербург. Ведь библиотека – это хранилище исторического и культурного наследия города.

Спектр музейной деятельности библиотек достаточно широк. Особенно в таком городе, как Санкт-Петербург. Ведь библиотека – это хранилище исторического и культурного наследия города.

СЕГОДНЯ не только широко обсуждается проблема легитимности музеев, мемориальных фондов, библиотек-музеев, работы с книжными памятниками в общедоступных библиотеках и необходимостью выработки правовой регламентации для их деятельности. Но и стоит задача формирования единого информационного и интеллектуального пространства библиотек, музеев, архивов, создания интегрированных информационных ресурсов, взаимодействия этих трёх информационных центров в электронной среде при обслуживании одного и того же пользователя. Это обеспечит расширение и взаимообогащение единого культурного пространства.
В настоящее время во всех сферах жизни (в том числе и культуры) наблюдается взаимопроникновение различных направлений и видов деятельности. В музеях хранятся фонды редкой книги и документы, которые могли бы храниться в библиотеках и архивах; музейные библиотеки обладают уникальными фондами, а немузейные  организуют собственные музеи. Но потребителю не важно, где именно хранится тот или иной документ или изображение в библиотеке, музее или архиве, ему необходимо получить доступ к интересующей его информации.
Центральная городская публичная библиотека им. В. В. Маяковского в этом направлении активно работает последнее время. Например, разнообразие информации стало объектом поддержки международного проекта публичных библиотек «Пульман» в рамках «Электронная Европа». Одной из важнейших задач публичных библиотек участники проекта назвали поощрение чувства социальной общности на местном уровне, интереса к семейной истории и родному краю в условиях роста мировой глобализации, оказание помощи в создании, предоставлении доступа и сохранности для будущих поколений цифровых копий документов, находящихся в местных архивах, библиотеках, музеях.
Важно отметить также и создание Центральной городской публичной библиотекой им. В. В. Маяковского базы данных «Путеводитель по ресурсам петербурговедения», которая содержит сведения о собраниях петербурговедческой тематики, которыми располагают не только многочисленные библиотеки, но и музеи, и другие организации города. Ведётся она Центром петербурговедения Центральной городской публичной библиотекой им. В. В. Маяковского на основе анкетирования держателей краеведческой информации. Кроме того, библиотека инициировала издание сборника «Малые музеи Санкт-Петербурга».
Практическая интеграция библиотек, музеев, архивов — факт неоспоримый. В рамках конференции анализировалось только одно из направлений этого «магистрального пути развития», так охарактеризовал его В. В. Фёдоров, — проникновение музейных форм в библиотечную деятельность, на основании которых развиваются новые формы работы библиотек. Целью конференции являлось определение роли, места и правового статуса библиотек-музеев и музеев библиотек в современном культурном пространстве. Без этого невозможна их полноценная деятельность. Эта тема достаточно важна для дальнейшего их функционирования в условиях госзаказа.
Идея создания музея в библиотеке уходит в прошлое и принадлежит русскому мыслителю Н. Ф. Фёдорову, который был противником отделения библиотеки от музея и считал, что они должны составлять одно целое и по духу, и по содержанию. Он писал об огромном значении библиотек и музеев как очагов духовного наследия, центров собирания, исследования и просвещения, нравственного воспитания. Разработанная Н. Ф. Фёдоровым концепция музейно-библиотечного образования стала основой педагогических программ Международного общества «Экополис и культура».
Анализируя музейную деятельность общедоступных библиотек Санкт-Петербурга, нужно говорить о следующих видах работ:
• исследовательская работа с редкими и ценными изданиями как объектами музейной деятельности;
• использование методов музейной экспозиции в создании мемориальной книжной выставки в библиотеке;
• создание музейных экспозиций, мемориальных уголков;
• организация и развитие комбинированных форм (библиотек-музеев, музеев библиотек), которые играют весомую роль в формировании культурного слоя своих районов обслуживания;
• изучение истории создания библиотеки и формирования её коллекции как объекта исследовательской и музейной деятельности;
• изучение библиотеки как объекта культурного историко-архитектурного достояния города и экскурсионной деятельности (история зданий, её бывших владельцев);
• организация выездных собственных экспозиций музейных учреждений, т.ч. федеральных, в библиотеках;
• участие музейных учреждений в создании совместных музейных экспозиций в библиотеке;
• участие библиотек в музейной акции («Ночь музеев»).
В рамках данной статьи предпринята попытка охарактеризовать ситуацию на текущий момент, тенденцию развития музейной деятельности в условиях мегаполиса, предложить видение дальнейшего развития этого направления работы, ответить на вопрос: что же есть на самом деле для библиотек музейная деятельность — культурная инициатива библиотек или социальная закономерность?

Библиотеки-музеи в городе музеев
Опыт развития музейной деятельности в общедоступных библиотеках Санкт-Петербурга неоднократно представлялся на всероссийских конференциях («Библиотеки в музейном измерении: проблемы уч`та документов» (Оленегорск) и др.), заседаниях Круглого стола РБА «Библиотеки-музеи, музеи библиотек», описывался в научно-популярных и методических публикациях.1
Обсуждались тенденции «музейного движения в библиотеках» и на общегородских конференциях2, семинарах (например, «Работа с неопубликованными документами в библиотеках» (совместно с РНБ) и др.), на заседаниях Методобъединения общедоступных библиотек Санкт-Петербурга. И это неслучайно. Анализируя свой опыт, мы пытались разобраться в таком достаточно противоречивом явлении развития библиотек Санкт-Петербурга, как музейная деятельность, и задавались вопросом: «Зачем городу музеев музеи в библиотеках?»
Неопровержимый факт, что Санкт-Петербург — город музейный. Зачем городу музеев ещё и музеи в библиотеках? Почему в последние годы возник музейный бум в библиотеках России, особенно в небольших, понятно. Но почему эта тенденция наблюдается и в Петербурге?3
Ответ на этот вопрос содержится и в особых функциях современной библиотеки, и в её роли в социуме, а также в особенностях Санкт-Петербурга, как мегаполиса. Город поделён на большое число административных районов, что обуславливает некую разобщённость жителей. Уровень культурных предложений очень высок, но большинство учреждений культуры расположены в историческом центре города; в окраинных районах города отсутствует развитая инфраструктура культуры. Жители, переехавшие из центра города в новостройки, чувствуют себя оторванными от прошлого. Некоторые новостройки возводились на местах старых сёл, и коренные жители этих районов стали обращаться в библиотеку за помощью в деле сохранения  истории их малой Родины. Ведь информационная функция библиотеки не единственная, далеко не все читатели приходят в библиотеку только за информацией. Кроме того, для современного человека важно непосредственное общение, и это напоминает нам о коммуникативной функции библиотек. В условиях мегаполиса дефицит общения особо ощутим.
Вместе с тем, библиотека — это хранилище духовного, исторического и литературного наследия народа (мемориальная функция). Отдельные документы приобретают особую социальную ценность (вплоть до того, что становятся музейными экспонатами), если они непосредственно связаны с теми или иными историческими лицами и событиями (имеют автографы, пометки на полях, экслибрисы, легенды, относящиеся к ним и т. д.). Очень важно не только сохранение, но и передача социальной памяти. Благодаря упорядочению и продвижению уникальных документов и предметов, по крупицам разыскиваемых энтузиастами-библиотекарями, сбору свидетельств очевидцев событий, привлечению личных коллекций жителей появляются в библиотеках музейные экспозиции. Если наряду с книгой одним из официально заявленных приоритетов библиотеки является формирование и раскрытие вещно-иллюстративного ряда, меняется статус библиотеки: она принимает на себя исследовательские функции и получает музейную специализацию. Нельзя не отметить также, что в основе любой музейной экспозиции в библиотеке находится, прежде всего, книга. В зависимости от направленности коллекции — книга либо сама является бесценным экспонатом, либо раскрывает сущность другого музейного предмета.

Почему музейные экспозиции стали создаваться в библиотеках?
1. Это определено миссией библиотеки. Библиотека сегодня — это гуманитарное учреждение, социальной функцией которого является активное участие в образовании и воспитании человека, в формировании его интеллектуальной и практической деятельности, в развитии науки и культуры, в обеспечении прав личности всемерно пользоваться духовными ценностями.
2. Официальную возможность для претворения этой миссии в жизнь в 1992 г. дал документ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (1992). Работа по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей определена в нём как «культурная деятельность», там же (ст. 4) отмечены основные направления этой деятельности. К ним относятся: изучение, сохранение и использование памятников истории и культуры, художественное творчество, народные промыслы, музейное дело и коллекционирование, книгоиздание, библиотечное дело, а также «иная деятельность, в результате которой сохраняются, создаются, распространяются и осваиваются культурные ценности». «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» не ставили  никаких ограничений в области культурной деятельности. Таким образом, на основании вышеназванного документа библиотеки получили  право заниматься всеми видами культурной деятельности, включая музейную. Это послужило катализатором для свободного развития музейной деятельности в библиотеках.
3. Подтверждено это было и положениями Федерального закона о библиотечном деле в 1994. В статье 13 Закона указывается, что библиотеки сами определяют «содержание и конкретные формы своей деятельности в соответствии с целями и задачами, указанными в их уставах».

Почему музейные экспозиции стали создаваться именно в библиотеках?
Причин появления музейных экспозиций в библиотеках несколько.
1. Библиотека осталась единственным бесплатным социальным институтом, общедоступным, открытым всем и каждому.
2. Имеет место психологический фактор: в музеи ходят далеко не все, и выставляется в них далеко не всё, а библиотека всегда рядом, посещают её люди с разной мотивацией, всех возрастов и профессий. На одной из конференций, проходившей под эгидой Международной федерации библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА), прозвучало такое утверждение: «В этот дом-убежище люди приходят и уходят, а непрекращающийся поток историй и знаний согревает их сердце и просвещает умы. И как найти ещё безопасное место для исследований, размышлений и открытий, где бы потом эти открытия оставались в целости и сохранности».
3. Музейные экспозиции в библиотеках, как правило, создаются по инициативе самих владельцев раритетов, а не на основе научно проработанной концепций, как это происходит в музейных учреждениях. Воссоздаётся в них история повседневности. И, самое главное, в этом процессе постоянно можно участвовать самому владельцу переданных раритетов. В этом случае сохраняется связь владельца со своей коллекцией,  появляется возможность контакта с другими заинтересованными людьми и расширения сферы своего интереса и т. д.
4. Основными источниками формирования музейных коллекций в библиотеках являются частные дары. Библиотеки, как правило, пользуются авторитетом и доверием, именно им чаще всего готовы передать свои коллекции или семейные реликвии.
5. В библиотеки можно передать раритеты не только в дар (навсегда), но и на временное хранение.
5. Другая, не менее важная причина — активизация краеведческой деятельности библиотек. Изучая историю своих районов, своей библиотеки, библиотекарь, наряду с письменными документами, начинает собирать предметы материальной культуры. В библиотеке появляется вначале небольшая выставка, затем, в результате поисковой работы, она пополняется, и в итоге, получается экспозиция. Это повышает статус общедоступной библиотеки.
Анализ музейной деятельности показывает, что начало интенсивного развития этого направления в общедоступных библиотеках Санкт-Петербурга и Ленинградской области в основном относится ко второй половине 90-х годов ХХ в.
Инициатива создания музейных экспозиций исходила:
• от родственников писателя, поэта
• от жителей района города
• от общественных деятелей, краеведов
• от деятелей науки, образования, культуры
• от коллекционеров, библиофилов.
• от библиотек после присвоения им имени известной личности (писателя, поэта, героя)
Характеризуя ситуацию развития музейной деятельности в общедоступных библиотеках Санкт-Петербурга, мы употребляем следующие понятия:
• «библиотека-музей»;
•  «музей-библиотека»;
•  «музей (музейная экспозиция) при библиотеке»;
•  «мини-музей»;
• мемориальные уголки.
Однако Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (1996) дал определение «музея», как некоммерческого учреждения культуры, созданного собственником для «хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций», то есть организации, имеющей утверждённое название, регистрационное удостоверение, устав, самостоятельный баланс и смету. И таким образом, лишил права на существование все музеи без прав юридического лица.
В связи с этим правомерно музейную деятельность и организацию музейных экспозиций в библиотеках рассматривать как одно из направлений культурно-просветительской и научно- исследовательской деятельности.

Виды музейных экспозиций в библиотеках Санкт-Петербурга
По функциональной задаче выделяем следующие группы:
• мемориальные (посвящены писателю, поэту, историческому событию, месту);
• предметно-тематические (музей рекламы, музей муравья);
По тематической направленности:
• историко-краеведческие;
• литературные;
• историко-книжные и  библиотечные;
• экологические.
Общероссийская тенденция сохраняется и в Санкт-Петербурге, где в первую очередь тоже организуются историко-краеведческие музейные экспозиции. Это направление деятельности в нашем городе имеет свои особенности.
Тематическая специализация становится, возможно, самым характерным явлением в библиотечном петербурговедении, и как следствие, в музейной деятельности библиотек Санкт-Петербурга.
Изучая город, который в XVIII, XIX, начале XX вв., по выражению Д. С. Лихачёва, «концентрировал именно все лучшие стороны русской культуры», из безграничного многообразия целесообразно выбирать приоритетные темы.4 Яркий пример такой специализации — музей «Книги блокадного города» в Московском районе или музейная экспозиция «Три века Петергофской дороги» в Кировском районе. Благодаря тематической специализации, детальному изучению местности в общедоступных библиотеках Петербурга собираются уникальные ресурсы. Таким образом, несмотря на то, что большинство организованных в Санкт-Петербурге музейных экспозиций — историко-краеведческие(так как этот процесс отражает всеобщую потребность в самоидентификации, познании собственной истории) краеведение в библиотеках Санкт-Петербурге особенное — «краеведение темы» и «краеведение места» или смешанное. Это естественно при наличии огромного Государственного музея истории Санкт-Петербурга. С другой стороны, картина специализаций по отдельным темам могла бы показаться несколько хаотичной, если бы не существовало единого координационного центра для общедоступных библиотек в области петербурговедения — Центра петербурговедения ЦГПБ им. В. В. Маяковского.
Таким образом, мы условно классифицировали5 историко-краеведческие музейные экспозиции в библиотеках по следующим направлениям направлениям :
• историко-краеведческие музейные экспозиции «места» (Музей истории Рыбацкого «От Рыбной слободы — до нового Рыбацкого», Библиотека — музей «Старая Коломна», Историко-краеведческая музейная экспозиция в поселке Комарово, Краеведческая музейная экспозиция «История посёлка Графская — Дибуны — Песочный», Краеведческая музейная экспозиция «История северных окрестностей Санкт-Петербурга»);
• историко-краеведческие музейные экспозиции «темы» («Ленинградская квартира»);
• историко-краеведческие музейные экспозиции «места и темы» («Три века Петергофской дороги»);
Литературные музейные экспозиции при общедоступных библиотеках в Санкт-Петербурге, тоже имеют свои особенности. Их можно разделить на две группы: музеи при библиотеках, которым присвоено имя писателя (литературный музей «Николай Рубцов: стихи и судьба», «Абрамовский фонд», литературно-краеведческий музей Юрия Инге, Литературная музейная экспозиция «Жизнь и творчество Михаила Зощенко») и музеи литературного героя (Народный литературный музей Остапа Бендера).
Третьей группой при тематическом подходе анализа музейных экспозиций в общедоступных библиотеках Санкт-Петербурга стали историко-книжные и библиотечные музейные экспозиции. Санкт–Петербургу по праву принадлежит одна из ведущих ролей в России в области изучения книги, книжного и библиотечного дела. При этом в библиотеках не просто сформированы музейные экспозиции редких и ценных изданий как образцы книгопечатания, а созданы уникальные тематические коллекции:
• экспозиция «Мир книжных сокровищ детской литературы»;
• музей-библиотека «Книги блокадного города»;
• музейная экспозиция «Библиотека в рекламе».
Следующая тематическая разновидность музейной экспозиции — экологическая — в библиотеках Санкт-Петербурга появилась недавно. Так, в настоящий момент находится в стадии формирования «Музей муравья».
Очевидно, что работа библиотеки в рамках организации музеев и музейных экспозиций строится по нескольким направлениям, главными из которых являются формирование, раскрытие и пополнение фондов, исследовательская работа и самая важная — просветительская работа с населением. В каждой из них разработано и реализуется множество интересных программ, востребованных разными категориями посетителей. Многие читатели, жители города, узнав о формировании музейных фондов, вносят свою лепту.
Совместная деятельность с другими учреждениями
Отдельным направление развития музейной деятельности в общедоступных библиотеках Санкт-Петербурга стала организация выездных экспозиций в библиотеках из коллекций петербургских музеев, а также участие музейных учреждений в создании совместных музейных экспозиций в библиотеках.
Ярким примером развития этого направления стала деятельность Центральной городской публичной библиотеки им. В. В. Маяковского. В залах библиотеки постоянно организуются музейные экспозиции государственных и ведомственных музеев.
Для общедоступных библиотек Санкт-Петербурга характерно развитие и такого направления музейной деятельности, когда музейное пространство памятника архитектуры становится объектом библиотечной среды. Таким образом, библиотека уже рассматривается как объект культурного историко-архитектурного достояния города и экскурсионной деятельности (история зданий, её бывших владельцев). В этом направлении активно работают Санкт-Петербургская Театральная библиотека, Центральная городская детская библиотека им. А. С. Пушкина, её филиал — Детская библиотека истории и культуры Петербурга, а также библиотека-филиал им. Л. Н. Толстого ЦБС Василеостровского района и др.
Феномен музейной деятельности библиотек заключается в том, что библиотеки не дублируют деятельность юридически зарегистрированных музейных учреждений, не становятся их конкурентами, а зачастую, наоборот, становятся ответственными надёжными партнёрами. Примеры: сотрудничество библиотеки им. М. Зощенко по развитию музейной экспозиции и музея
М. Зощенко, Музея истории Рыбацкого «От Рыбной слободы — до нового Рыбацкого» и Государственного музея истории Санкт-Петербурга. Они заполняют ту нишу, которую не заняли существующие музейные учреждения: они  раскрывают более частные явления, отдельные события, судьбы, менее масштабные географические объекты, занимаются теми событиями, темами, персонами, по которым недостаточно информации.
Использование музейных форм деятельности мы считаем оправданнымпоскольку:
• удалённость библиотеки от центра города даёт возможность жителям удовлетворять свои разнообразные запросы, не затрачивая время и силы на дорогу;
• музейная деятельность привлекает в библиотеку дополнительный контингент читателей ;
• музейная работа позволяет библиотеке целенаправленно вести просветительскую деятельность среди населения.

Неизбежные трудности
Широта спектра музейной деятельности показывает, что библиотеки заняли позиции информационно-культурных центров, которые активно развиваются и предлагают пользователю множество интересных программ. Уделяется повышенное внимание индивидуальным запросам, доминирует персонализация взаимодействия с посетителями. Таким образом, изучение феномена музейной деятельности в библиотеках приводит к выводу о том, что это явление — вполне закономерно, а возросшее внимание к музейной деятельности некоторой группы библиотек свидетельствует об изменении их социальной роли в ответ на актуальные потребности общества.
Однако существуют проблемы, которые требуют своего решения. Одной из проблемных зон музейной деятельности в библиотеках являются методика организация музейных экспозиций. Причина этого кроется в отсутствии методических разработок, которые раскрывали бы тонкости работы с предметами музейного значения с учётом специфики библиотеки. Существует проблема учёта музейных коллекций в библиотеках, так как они не стоят на их балансе; проблема финансирования (невозможность включить музейные единицы в бюджетное финансирование, отсутствие денег на приобретение музейных предметов) и трудности ведения бухгалтерского учёта. Поскольку бухгалтерский учёт в библиотеках и музеях строится на разных принципах: в библиотеках всё имущество включается в балансовую стоимость, а в музеях коллекции, зарегистрированные в Музейном фонде, запрещено ставить на баланс.
В последнее время под эгидой ЮНЕСКО, международным библиотечным сообществом (ИФЛА), различными межправительственными организациями было принято ряд программ по сохранению мирового интеллектуального и культурного потенциала:
• в 1998 г. в Стокгольме на Межправительственной по политике в области культуры в интересах развития, которую проводила Всемирная комиссия по культуре и развитию, был принят план действий 140 государствами;
• в 1999 г. в Париже была провозглашена программа ЮНЕСКО «Память мира» (Российская программа «Память нации» является частью этой программы).
Актуальность развития этой темы заложена в основе нашей новой Программы «Память поколений», в рамках которой планируем развивать мемориальную деятельность библиотек по нескольким направлениям, которые считаем наиболее важными при формирования фондов и выполнении современной миссии общедоступных библиотек:
• выявление и работа с редкими и ценными изданиями с владельческими надписями, экслибрисом в общедоступных библиотеках;
• семейные и личные архивы в общедоступных библиотеках;
• развитие направлений:
«Библиотека как объект культурно-архитектурного наследия города (история зданий в контексте музейной и экскурсионной деятельности)»;
«Библиотека как объект музейной деятельности (история библиотек и их коллекций)»;
• проведение комплекса работ по улучшению физического состояния документов, в первую очередь особо ценных, их страховому копированию и реставрации, переводу в электронную форму;
• создание единого распределённого электронного регистра редких и ценных изданий и рукописных документов из фондов общедоступных библиотек Санкт-Петербурга;
• создание системы подготовки специалистов для работы по этому направлению деятельности.
Наиболее значимые результаты, проблемы планируем выносить к совместному дальнейшему обсуждению этих тем на общероссийском уровне, в рамках планируемых регулярных рабочих встреч и конференций в Санкт-Петербурге.

1 Мокшанова Е. В. Музеи в библиотеках Петербурга // История Петербурга. — 2007. — №6 (40); Абрамова Т. А. Создаётся литературный музей поэта // Остров. — Вып. 9. — С. 11–14; Абрамова Т. А. Библиотека имени Николая Рубцова в Санкт-Петербурге как центр формирования духовных и патриотических начал // Материалы 11-й Международной конференции «Библиотеки в меняющемся мире…»: Мультимедийное изд. — Судак, 2004; Колосова С. Г. Несколько строк о жизни одной библиотеки // Война и блокада (к 60-летию начала Великой Отечественной войны): Материалы междунар. науч.-практ.конф. 15.05.01. — СПб., 2001. — С. 119–125; Громова О. Не памятник выживанию, а место, где жили. Книги в блокадном городе — как это было? // Библиотека в школе. — 2000. — №5(29). — С. 3; Рыбацкая слобода: Лит. и ист.-краев. альм. / Ред.-сост. Е. А. Попов. СПб., 1995. — Вып. 1. — 68 с.: ил.; Там же. 2000. Вып. 2. — 72 с.: ил.; Перхальская Н. В. Не оборвется связь времён // Библиотека. — 2003. — №6. — С. 76–78; Беляева Г. И. Партнёрские связи библиотеки «Старая Коломна» в рамках проекта «Память Нации» // Краеведческая работа в библиотеках. 6 краеведческие чтения-2006. — СПб, 2006. — С. 21; Симонова Н. И. Библиотека им. Ю. Инге — краеведческий центр Стрельни // Там же. — С. 43. и др.
2 Библиотечное краеведение в современной социокультурной ситуации. VII краеведческие чтения 2007 г.
3 Левина Е. О. Зачем городу музеев музеи в библиотеках? (Опыт работы общедоступных библиотек Санкт-Петебурга) // Библиотека — шаг в будущее. — СПб, 2008.
4 Рудая З. А. Петербургское краеведение в программе «Модернизация общедоступных библиотек Санкт-Петербурга» // Краеведческая работа в библиотеках. VI краеведческие чтения-2006. — СПб, 2006. — С. 48.
5 Левина Е. О. Зачем городу музеев музеи в библиотеках? (Опыт работы общедоступных библиотек Санкт-Петебурга) // Библиотека — шаг в будущее. — СПб, 2008.

http://www.bibliograf.ru/issues/2010/11/162/0/1513/

Comments are closed.

Theme by Ali Han | Copyright 2017 Книга | Powered by WordPress